Аналитическая справка
по итогам изучения уровня эмоционального выгорания педагогов
Время проведения: январь 2021 г.
Количество участников: 28 человек.
Объект диагностики: педагоги МАОУ Сетовская СОШ, Овсянниковская СОШ.
Методики диагностики: экспресс-диагностика эмоционального выгорания у педагогов (автор О. Л. Гончарова).
Цели диагностики:
- определение уровня эмоционального выгорания педагогов и воспитателей, факторов его вызывающих
- выработка рекомендаций по профилактике «синдрома эмоционального выгорания» педагогов и воспитателей.
Результаты диагностики:
Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Эмоциональное выгорание относится к числу феноменов профессиональной деформации и развивается у специалистов, которым по роду службы положено много общаться с другими людьми.
Синдром эмоционального выгорания педагогов является ответной реакцией специалиста на продление во времени стрессовых воздействий межличностного общения, которые непосредственно влияют на уровень работоспособности педагога, психофизиологическое самочувствие и на характер межличностных отношений как в системе «педагог – коллеги», так и в системе «педагог – обучающийся».
В диагностическом обследовании приняли участие 28 человек. В процентом соотношении результаты распределились следующим образом: 11 % педагогов (3 человека: .....) имеют высокий уровень эмоционального выгорания, 61% (17 человек) имеют средний уровень эмоционального выгорания. Остальные 28% педагогов имеют низкий уровень эмоционального выгорания.
Выводы:
Результате изучения уровня выгорания показал, что большинства педагогов выявлен низкий и средний уровень эмоционального выгорания - это положительный показатель! Однако у части педагогического коллектива выявлены симптомы выгорания, которые могут оказывают влияние на профессиональную деятельность и эмоциональное состояние педагогов и требуют проведения профилактической работы. С педагогами, находящимися на высоком уровне выгорания, необходимо провести психокоррекционную (разъяснительную) и профилактическую работу по преодолению симптомов выгорания.
Рекомендации:
Профилактику эмоционального выгорания педагогов необходимо проводить в двух направлениях:
- оптимизация организационных условий труда педагога;
- актуализация личностных ресурсов педагога.
Первое направление включает в себя следующие составляющие:
- организация рабочего места педагога предполагает, как общее санитарное состояние рабочего пространства, так и эстетическую составляющую. Исследования показывают, что педагоги, работающие в светлых, просторных помещениях, имеющих необходимое для работы оснащение и эстетичное оформление, гораздо реже страдают от проявлений синдрома эмоционального выгорания.
- строгая определенность должностных инструкций и обязанностей.
- конструктивная и «прозрачная» система поощрений и наказаний, принятая в коллективе.
- справедливая кадровая политика, возможность продвижения по служебной лестнице и др.
- оказание социальной поддержки и защита интересов сотрудников.
- отлаженная система охраны труда сотрудников.
-наличие общепринятых стандартов формального и неформального поведения педагогов в учреждении.
- наличие и развитие высокой организационной культуры.
- профессиональная и административная поддержка.
- эффективное руководство, доступность администрации для диалога.
Второе направление связано с выработкой личных ресурсов педагогов.
1. Просветительское направление:
- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;
-ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
2. Повышение значимости педагогической профессии, которое будет способствовать удовлетворению потребности в признании, самоутверждении и самовыражении педагога:
- создание администрацией школы условий для постоянного повышения профессионального уровня и квалификации педагогов;
- создание возможностей для беспрепятственной аттестации педагогов и обеспечение «бесстрессовой» ситуации аттестации;
- участие в педагогических чтениях и методических семинарах, марафонах, деловых играх; конкурсах;
- обобщение педагогического опыта педагога;
- возможности публикации педагогических находок и разработок педагога.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
С рекомендациями ознакомлен,
второй экземпляр на руки получил:
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
1.Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.
2. Думайте о чем-то хорошем отбрасывайте плохие мысли. Позитивное мышление и оптимизм – это залог здоровья и благополучия.
3. Откажитесь от перфекционизма. Не все вещи, которые стоит делать, стоит делать хорошо. Совершенно не всегда достижимо, а если даже достижимо, то оно не всегда этого стоит.
4. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
5. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.
6. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов.
7. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
8. Не сгущайте тучи! Не делайте «из мухи слона»!
9. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
10. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
11. Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
12. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
13. Не забывайте хвалить себя!
14. Улыбайтесь! Даже если не хочется.
15. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники! Если Вы будете выглядеть лучше, то это может заставить Вас и чувствовать себя лучше.
16. Станьте энтузиастом собственной жизни!
17. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.
18. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!
19. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
20. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
21. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте.
22. Посещайте, выставки, театр, концерты. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. Стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
23. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд, расслабляющий массаж, йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
24. Музыка – это тоже психотерапия.
25. Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета. Хорошо, когда дома стены окрашены в эти цвета, или же достаточно просто посмотреть на любую вещь, какого-то из этих цветов, — и нервное напряжение постепенно уменьшится.
26. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.
27. Позитивное влияние на нервную систему и настроение имеет и общение с животными.
28. Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
29. Уделяйте надлежащее внимание собственному здоровью! Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
30. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!
31. Трудовой кодекс, в частности ст. 335, устанавливает право работников, которые трудоустроены в организациях, ведущих образовательную деятельность, на длительный отпуск при условии непрерывной работы педагогом 10 лет.
Приемы и методы саморегуляции и профилактики эмоционального выгорания
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы. При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания.
|