Коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие социально-коммуникативного взаимодействия для ребенка с ТМНР
Цель занятия: социально-коммуникативная реабилитация и абилитации ребенка с ТМНР, через игровое взаимодействие.
Задачи:
- получения и развития моторных и социально-коммуникативных умений (обратная связь на свое поведение; запуск механизмов подражания и саморегуляции, усвоение правила очередности);
- развития сенсорного опыта;
- преодоления тревожности, страхов.
Занятие строится с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка.
Для Кати характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие, которое сочетается с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата, и эмоционально-волевой сферы, так же расстройствами аутистического спектра и отсутствием речи. Катерине сложно, когда в помещении много людей.
Занятие проходит дома, т.к. Кате легче заниматься в привычной обстановке. Состав группы 5 человек, учитывая педагога-психолога и близкого родственника.
Продолжительность занятия не более 20 минут, с учетом постоянного контроля психоэмоционального состояния ребенка и периодами отдыха между упражнениями.
Перед началом занятия педагог-психолог устанавливает эмоциональный контакт.
Далее постепенно происходит знакомство с новыми членами группы, избегая близкого контакта между ними.
Занятие проходит с использованием ритмической практики «Круг». Такое расположение ограничивает внешнее пространство, помогая детям сосредоточиться друг на друге и на предлагаемых играх. Форма круга объединяет группу, не нарушая при этом личного пространства ребенка.
В первом упражнении комментирует происходящее только педагог, чтобы избежать резкого повышения уровня шума с увеличением количества мелких событий.
Важно улавливать малейшие изменения настроения и сделать паузу раньше, чем наступит утомление.
После того, как ребенок адаптируется к присутствию нескольких людей в группе, можно переходить к более ритмичным играм.
Поощряются самостоятельные попытки ребенка снять с себя платок.
Заключительным упражнением является игра с ярко выраженной эмоциональной кульминацией. После включения ребенка в игру, ему предлагается главная роль. Которую он ждет и ярко реагирует на ее исполнение.
Занятие заканчивается привычным для ребенка ритуалом.
И своеобразным подведением итогов в контакте с психологом.
Реализация технологий социально-коммуникативной реабилитации и абилитации требует больших усилий, но их результативность обладает значительно большей отдачей как для ребёнка, так и педагога.