Аналитическая справка
по итогам диагностики уровня тревожности учащихся 9-х, 11-х классов при подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ
Время проведения: ноябрь 2020 г.
Количество участников: 39 учащихся.
Объект диагностики: 9, 11 класс МАОУ Сетовская СОШ (Сетовская СОШ, Овсянниковская СОШ)
Методики диагностики: опросник уровня тревожности при подготовки к ГИА.
Цели диагностики: выявить уровень тревожности учащихся в преддверии сдачи экзаменов, уровень владения навыками самоконтроля и самоорганизации, степень знакомства с процедурой.
Результаты исследования
Среди негативных переживаний среди выпускников тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Среди обучающихся 9,11 классов МАОУ «Сетовская СОШ» было проведено диагностическое исследование среди учащихся 9,11 классов.
В исследовании участвовали: 9 класс - в количестве 18 обучающихся и 11 класс - в количестве 18 обучающихся. Тестирование проходило в дистанционном формате. Обучающимся были предложен опросник позволяющий выяснить степень знакомства с процедурой экзамена, общий уровень тревожности, уровень владения навыками самоконтроля и самоорганизации.
В ходе анализа и интерпретации данных получены следующие результаты:
Диагностика уровня тревожности учащихся 9х, 11х классов
(общее)
№
|
Показатель
|
11 кл. (Сет.)
|
11 кл. (Овс.)
|
9 кл. (Сет.)
|
9 кл. (Овс.)
|
1
|
Знакомство с процедурой
|
выс. уровень
|
выс. уровень
|
ср.уровень
|
ср.уровень
|
2
|
Уровень тревожности
|
ср. уровень
|
ср.уровень
|
ср.уровень
|
ср.уровень
|
3
|
Владение навыками самоконтроля, самоорганизации
|
выс. уровень
|
ср.уровень
|
ср.уровень
|
ср.уровень
|
В результате исследования выяснилось:
11 класс «Сетовская СОШ»:
Знакомство с процедурой:
Высокий уровень – 10 уч.
Средний уровень – 3 уч.
Низкий уровень – 1 уч.
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 1 уч.
Средний уровень – 9 уч.
Низкий уровень – 4 уч.
Навыки самоконтроля:
Высокий уровень – 2 уч.
Средний уровень – 12 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
11 класс «Овсянниковская СОШ»:
Знакомство с процедурой:
Высокий уровень – 3 уч.
Средний уровень – 1 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 0 уч.
Средний уровень – 4 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
Навыки самоконтроля:
Высокий уровень – 1 уч.
Средний уровень – 3 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
9 класс «Сетовская СОШ»:
Знакомство с процедурой:
Высокий уровень – 0 уч.
Средний уровень – 11 уч.
Низкий уровень – 5 уч.
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 1 уч.
Средний уровень – 9 уч.
Низкий уровень – 6 уч.
Навыки самоконтроля:
Высокий уровень – 3 уч.
Средний уровень – 10 уч.
Низкий уровень – 3 уч.
9 класс «Овсянниковская СОШ»:
Знакомство с процедурой:
Высокий уровень – 0 уч.
Средний уровень – 2 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
Уровень тревожности:
Высокий уровень – 0 уч.
Средний уровень – 2 уч.
Низкий уровень – 2 уч.
Навыки самоконтроля:
Высокий уровень – 0 уч.
Средний уровень – 2 уч.
Низкий уровень – 0 уч.
Таким образом, из общего количества обучающихся 11 и 9 классов выявлено 6 учащихся с низким уровнем знакомства с процедурой экзамена (1- 11-классник, 5 – 9-классников). С высоким уровнем тревожности выявлено 2 учащихся, и трое учащихся девятого класса с низким уровнем владения навыками самоконтроля и самоорганизации.
Выводы:
Больше половины учащихся хотели бы больше узнать о процедуре проведения итоговой аттестации. Также особого внимания требуют учащиеся с высоким уровнем тревожности. Подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определённых личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Тревожность в этих случаях часто порождается конфликтностью самооценки, наличием в ней противоречия между высокими притязаниями и достаточной сильной неуверенностью в себе. Работа с такими школьниками должна быть направлена на формирование необходимых навыков работы, общения, которые позволят преодолеть эту неуспешность и на коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. Однако параллельно с этой работой, направленной на ликвидацию причин, вызвавших тревожность, необходимо развить у школьника, способность справляться с повышенной тревожностью.
Направления коррекции:
В соответствии со сказанным, главными направлениями психокоррекционной работы с тревожными учащимися является следующее:
- Развитие правильной адекватной самооценки и уровня притязаний способствующих успешности обучения в школе.
- Формирование необходимых учебных умений и навыков.
- Воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности, умения правильно оценить их, опосредованно относиться к собственным успехам, не бояться ошибок, использовать их для развития деятельности.
- Формирование правильного отношения к результатам деятельности других детей.
- Развитие ориентации на способ деятельности.
- Расширение и обогащение навыков общения со взрослыми и сверстниками, развитие адекватного отношения к оценкам и мнениям других людей.
Рекомендации по результатам исследования: Обучающимся с высоким уровнем тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам. Обучающимся с низкой тревожностью, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, вырабатывание чувства ответственности в решении тех или иных задач.
Педагогам:
1. Укрепить самооценку выпускника.
2. Помочь подростку поверить в себя и свои способности.
3. Помочь избежать возможных ошибок.
4. Информировать выпускников о процедуре прохождения экзамена.
5. Подключить родителей в оказании помощи и поддержке выпускников.
6. При подготовке учитывать индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
Родителям:
1.Избегать подчеркивания промахов ребенка.
2.Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах.
3. Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
Обучающимся:
1.Зараннее ознакомиться с особенностями процедуры сдачи экзамена.
2.Ознакомиться с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
3.Распланировать режим дня.
4. При подготовке менять умственной деятельности на двигательную.
5. Ставить перед собой посильные цели.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
|