Аналитическая справка
по итогам диагностики уровня социализированности и толерантности учащихся
Время проведения: октябрь 2020 г.
Количество участников: 144 учащийся.
Объект диагностики: 1-11 класс МАОУ Сетовская СОШ
Методики диагностики: методика для изучения социализированности личности учащихся М.И. Рожкова, экспресс-опросник "Индекс толерантности" (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова).
Цели диагностики: выявить уровень толерантности, социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Результаты исследования
Для диагностики уровня социализированности учащихся применялась методика М.И. Рожкова, которая позволяет определить среднюю оценку социальной адаптированности, автономности, социальной активности, нравственности учащихся. В ходе исследования выяснилось, что 38 % учащихся имеют высокий уровень социальной адаптированности, 43% - автономности, 50% - социальной активности, 29% - нравственности. Больше половины исследуемых обладают средним уровнем по данным показателям. Низкий уровень по социальной адаптированности имеет 21 учащихся, автномности – 32 учащихся, социальной активности – 48 учащихся, нравственности – 12 учащихся.
Для диагностики общего уровня толерантности был использован экспресс-опросник "Индекс толерантности". В его основу лег отечественный и зарубежный опыт в данной области (Солдатова, Кравцова, Хухлаев, Шайгерова, 2002). Три субшкалы опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности. Высокий и средний уровень толерантности показали 79% учащихся (такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.), низкий (таким учащимся свойственна высокая интолерантность и наличие у них выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям) – 20%. Для 125 учащихся толерантность характерна, как черта личности, средний и высокий уровень этнической толерантности свойственен 104 опрошенных. Высокий и средний уровень социальной толерантности выявлен у 117 учащихся.
Следует отметить, что в начальной школе уровень толерантности значительно ниже. Чем в среднем и старшем звене. Что говорит о недостаточной осведомленности по этой теме у учащихся.
Выводы:
Анализируя полученные данные можно сказать, что наибольшее количество обучающихся имеет средний уровень социализированности и толерантности. Низкий уровень присущ в среднем 28% обучающихся, с данной категорией учащихся необходимо осуществлять профилактическую и просветительскую деятельность, направленную на формирование таких качеств как терпимость, эмпатия.
Рекомендации:
- Необходимо продолжить работу по формированию у учащихся эмоционально положительного отношения к знаниям, формировать высоконравственные принципы честности, порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия.
- Необходимо подключение авторитетных для детей и подростков личностей, необходимо более частое межведомственное сотрудничество, привлечение родителей к воспитательным мероприятиям, чтобы они могли иметь более четкое представление о своем ребенке, как части коллектива
- Продолжить работу по профилактике асоциального поведения, контроль за неблагополучными семьями.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
Уровень социализированности учащихся
(Сетовская СОШ, октябрь 2020 г.)
|
Высокий ур.
|
Средний ур.
|
Низкий ур.
|
Социальная адаптированность
|
38
|
85
|
21
|
Автономность
|
43
|
69
|
32
|
Социальная активность
|
50
|
46
|
48
|
Нравственность
|
29
|
103
|
12
|
"Индекс толерантности"
(Сетовская СОШ, октябрь 2020 г.)
|
Высокий ур.
|
Средний ур.
|
Низкий ур.
|
Этническая толерантность
|
46
|
58
|
40
|
Социальная толерантность
|
49
|
68
|
27
|
Толерантность как черта личности
|
48
|
77
|
19
|
Общий показатель
|
47
|
68
|
29
|
|