Аналитическая справка
по итогам диагностики уровня сформированности УУД,
учащихся 4 класса
Время проведения: ноябрь 2020 г.
Количество участников: 23 учащийся.
Объект диагностики: 4 класс МАОУ Сетовская СОШ .
Методики диагностики: опросник мотивации, методика сформированности универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой), методика для определения уровня умственного развития детей Э.Ф. Замбицявичене, проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая), методика «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.).
Цели диагностики: изучение уровня сформированности универсальных учебных действий учащихся начальной школы.
Результаты диагностики:
В ходе диагностики был использован универсальный диагностический инструментарий. В исследовании были использованы адаптированные методики позволяющие определить уровень сформированности различных групп УУД (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).
В исследовании принимали участие обучающиеся 4 класса.
Личностные УУД исследовались по методике опросника мотивации, который позволяет оценить учебно-познавательную, социальную, внешнюю мотивацию, стремление к одобрению и негативное отношение к школе. Анализ результатов по первой методике показал, что 69% четвероклассников имеют высокий уровень учебной мотивации, трое (.....) – низкий. Негативное отношение к школе выявлено у четырех учащихся (.....), этих ребят необходимо включать в активную деятельность на основе изучения их интересов и склонностей, привлекать к участию во внеурочной деятельности.
Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.
Регулятивные УУД (проба на внимание П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) у четвероклассников сформированы на высоком уровне – 1 учащийся (....), среднем уровне – 43% низком – 48%. Данные результаты говорят о том, что почти половина учащихся испытывают трудности в постановке учебных целей, осуществлении планирования и контроля учебной деятельности. Детям со сниженным уровнем организации учебной деятельности необходим пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия.
Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия изучались по методике сформированности универсального действия общего приема решения задач (по А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой) и методике для определения уровня умственного развития детей 7-9 лет Э.Ф. Замбицявичене.
Результаты диагностики показали, что двое учащихся (.....) имеют высокий уровень сформированности познавательных УУД , 39 % учащихся имеют средний уровень, 35% - уровень ниже среднего, 13% - низкий уровень.
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Диагностика данного вида УУД проводилась по методике «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.). 52% учащихся четвертого класса умеют слушать и понимать речь других, стремятся к сотрудничеству, умеют взаимодействовать с одноклассниками, соблюдают простейшие нормы этикета (высокий и средний уровень). 48% - имеют низкий уровень сформированности коммуникативных УУД
Выводы и рекомендации:
Развитие системы универсальных учебных действий осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностных и познавательных сфер учащихся. Учителю следует обратить особое внимание на развитие регулятивных и коммуникативных УУД.
В целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников рекомендуется:
- продолжить работу по формированию и развитию у четвероклассников универсальных учебных действий
- для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
- для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
- для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
- для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат.
- результаты диагностики довести до сведения родителей.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
Второй экземпляр получил,
С рекомендациями ознакомлен:
|