Аналитическая справка
по итогам диагностики уровня мотивации учащихся
Время проведения: декабрь 2020 г.
Количество участников: 71 учащийся
Объект диагностики: 5-9 классы МАОУ «Сетовская СОШ»
Методики диагностики: методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.
(М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина М.), опросник «Мое обучение» (9-11 кл.) ( Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 –160с.; стр.31.)
Цели диагностики: изучение особенностей школьной мотивации как составляющей для формирования и развития склонностей ребенка к познавательной деятельности.
Результаты исследования:
В среднем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание обучающихся; основным видом их деятельности становится учебная деятельность, которая играет важную роль в формировании и развитии всех психических свойств и качеств. Развитие учебно- познавательных мотивов ученика зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности и начинает проявляться рано, в первые дни жизни ребенка. В школе для формирования внутренней мотивации познавательных интересов необходимы соответствующее содержание и организация учебного процесса.
Для изучения уровня учебной мотивации учащихся 5-7 классов была использована методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина М.
У пяти учащихся 5 класса, 1 – шестиклассника и 3х семиклассников выявлен высокий уровень мотивации. У таких детей есть познавательный мотив, стремление успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики часто следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
В 5,6 и 7 классах средний уровень учебной мотивации присущ 15 учащимся (в каждом классе по 5 учащихся). Подобные показатели имеют большинство учащихся успешно справляющихся с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
У трех учащихся 5 класса, пятерых шестиклассников и трех семиклассников наблюдается сниженный уровень учебной мотивации, этих учащихся школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями.
У одного учащегося 5 класса, 4х учащихся 6 класса и 7 учащихся 7 класса выявлен низкий уровень школьной мотивации. Такие дети посещают школу неохотно, на уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают затруднения в учебной деятельности.
Для изучения мотивации 8-9 классов использовался опросник «Мое обучение». Среди учащихся 8 класса имеют интерес к учебе 8 учащихся (80% диагностируемых), 4 – девятиклассников (28%). Отсутствует интерес к учебе у 1 восьмиклассника и 7 девятиклассников. 60% восьмиклассников и 43% девятиклассников предпочитают индивидуальную работу групповой. Самым популярным стимулом в работе для старшеклассников является доброжелательная обстановка на уроке. Наличие строгой дисциплины на уроке для учащихся – необязательно.
Наиболее предпочитаемыми предметами среди учащихся 8 класса являются: алгебра, физика, физическая культура. Девятиклассники предпочитают физическую культуру и физику.
Выводы:
Таким образом, на момент исследования было выявлено 39% учащихся 7 класса, 26% - шестиклассников, и 50% девятиклассников имеют низкий уровень учебной мотивации. Эти учащиеся имеют отрицательные эмоции, связанные с учением, с одноклассниками и (или) с учителями. Данным учащимся нужны дополнительные стимулы в учении, согласно рекомендациям.
Рекомендации
Классным руководителям, учителям-предметникам:
- необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками;
-стремиться создавать в коллективе (в классе) благоприятный психологический климат;
- проводить в классе много интересных дел, привлекая к ним как можно больше учеников и их родителей;
-учитывать индивидуально – психологические особенности обучающихся.
Родителям вести контроль за успеваемостью обучающихся, помогать им, поддерживать тесную связь с учителем. Формировать познавательный интерес и положительную мотивацию учения через систему поощрений успехов, умений, знаний, достижений ребенка.
Педагогу-психологу:
- Создавать возможность разрядки отрицательных эмоций, связанных с учебной деятельностью, условия для полноценного отдыха учащихся.
- Использовать психологические упражнения (например, «Выпусти пар», «Рубим дрова», упражнения на релаксацию и т.д.)
- Обеспечивать учащимся психологическую поддержку, создавать ситуации успеха.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
С рекомендациями ознакомлен,
второй экземпляр на руки получил:
|