Аналитическая справка
по итогам диагностики склонности к зависимости
от употребления психоактивных веществ
Время проведения: ноябрь 2020 г.
Количество участников: 64 учащихся.
Объект диагностики: учащиеся 6-11 класса МАОУ Сетовская СОШ .
Методики диагностики: тест-опросник «Склонность к зависимости от употребления психоактивных веществ» (Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков. – СПб.: Речь, 2005.)
Цели диагностики: выявить учащихся имеющий предрасположенность, или сформировавшуюся зависимость, от употребления психоактивных веществ.
Результаты диагностики:
Исследование склонности к зависимости от употребления психоактивных веществ у учащихся проводилось в МАОУ Сетовская СОШ среди учащихся 6-11 классов. Опрошенные респонденты находились в возрасте от 11 до 18 лет включительно.
Одной из задач социально-психологического тестирования являлось выявление степени информированности учащихся о последствиях употребления наркотических веществ и профилактика употребления наркотических и психотропных веществ путем формирования у обучающихся стойкого негативного отношения к употреблению наркотических средств, четких представлений о пагубности даже единичной пробы ПАВ, о последствиях наркотической зависимости для здоровья. В целом, подавляющее большинство учащихся информированы о последствиях употребления ПАВ.
Из опрошенных респондентов:
89% - информированы о возможности личностной деградации;
86% – об искажении социального поведения вследствие употребления ПАВ;
93% - знают о возможности развития серьезных заболеваний.
Таким образом, у большинства опрошенных сформировано представление о том, что употребление психотропных веществ оказывает пагубное воздействие на психическое и физическое здоровье человека.
Основная цель проводимого исследования – выделение учащихся, вероятно употребляющих или имеющих склонность к вовлечению в употребление наркотических и психотропных веществ. Методика, используемая для выделения учащихся, имеющих склонность к вовлечению в употребление наркотических и психотропных веществ, позволила выделить 3 уровня (группы) риска формирования зависимости:
1. Учащиеся, демонстрирующие низкий уровень склонности к формированию зависимости – 86% учащихся.
2. Учащиеся, демонстрирующие умеренно выраженные признаки тенденции к формированию зависимого поведения – 14 % учащихся (трое учащихся из 8 класса, 2 – из седьмого, трое – одиннадцатиклассников, один девятиклассник).
3. Учащиеся, у которых наблюдается высокая направленность на формирование разного рода зависимостей. (не выявлено)
Выводы и рекомендации:
Когнитивно-эмоциональный диссонанс в структуре представлений школьников о разного рода зависимостях, возникающий при существующей пропаганде отказу от вредных привычек и функционирующих в подростковой субкультуре формах получения опыта, сам по себе зачастую является фактором, побуждающим искать истину опытным путем. Учащиеся, у которых наблюдается высокая направленность на формирование разного рода зависимостей не выявлено, что является положительным в воспитательной работе школы.
В связи с этим наиболее перспективными представляются программы, ориентированные на информирование о последствиях, на реальную помощь подросткам в решении их психологических задач взросления. Правильное понимание причин, побуждающих подростков курить и употреблять спиртные напитки, позволяют специалистам экономично использовать свои профессиональные ресурсы.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
|