Аналитическая справка
по итогам диагностики адаптации учащихся
5 класса
Время проведения: сентябрь 2020 г.
Количество участников: 12 учащийся.
Объект диагностики: 5 класс МАОУ «Сетовская СОШ»
Методики диагностики: опросники: «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам», «Черты идеального учителя», методика «Цветные письма»
Цели диагностики: изучение уровня социально-психологического климата и учебной деятельности, предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии.
Результаты исследования.
В рамках данного исследования рассматривались следующие критерии:
- эмоциональное состояние учащихся в школе;
- отношение к учебным предметам;
- взаимоотношения учащихся и педагогов;
- психологическая комфортность на уроке.
В связи с этим рассмотрим полученные результаты по каждому из критериев.
Проведенное исследование показало, что по критерию «эмоциональное состояние учащихся в школе» среди учащихся 5 класса преобладает спокойное состояние, благодарность к учителям. 66% пятиклассников испытывают радость и уверенность в себе, находясь в школе. Больше половины учащихся (58%) испытывают симпатию к учителям и желание посещать учреждение. Стоит отметить, что 41 % учащихся беспокоит усталость, неудовлетворенность собой, сомнения и тревога за будущее.
По критерию «отношение к учебным предметам» следует отметить, что наибольший интерес у учащихся вызывают уроки физической культуры (83%), математике и биологии (66% каждый), история и литература (58% каждый). Четыре учащийся отметил географию, а три – английский язык, как нелюбимый предмет. 33% пятиклассников равнодушны к русскому языку и литературе, 25% - к математике и английскому языку.
Анализ результатов по критерию «взаимоотношения учащихся и педагогов» показал, что для пятиклассников наиболее важно, чтобы учитель хорошо знал свой предмет, был строг и урок проходил интересно для них. 58 % учащихся считают важным человеческие взаимоотношения между учеником и учителем.
Среди учителей учащиеся выделяют своего классного руководителя Саботинову Н.П., отмечая общение после уроков, человеческие взаимоотношения, знание предмета и строгость к учащимся.
Анализ диагностического исследования психологической комфортности на уроках позволил сделать следующие выводы: большая часть учащихся (66%) на уроках литературы, истории, технологии чувствуют себя спокойно. Подъем энергии учащиеся ощущают на уроках физической культуры и биологии. Следует отметить, что 3 ученика испытывают стресс на уроке английского языка и 2 – на уроке русского языка, что может быть вызвано проблемами в усвоении учебного материала.
Выводы:
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что большинство пятиклассников положительно относятся к школе и учителям. Но есть учащиеся, которые испытывают в школе усталость, неудовлетворенность собой, сомнения и тревога за будущее. Новые учебные предметы, как и новые учителя-предметники, вызывают интерес у учащихся. Классный руководитель вызывает у пятиклассников уважение и симпатию. Учителям русского языка, географии и английского языка стоит обратить внимание на учащихся, с проблемами усвоения учебного материала.
Рекомендации:
Учителям
- Учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся при объяснении нового материала и проведении самостоятельных работ.
- На уроках создавать благоприятную психологическую атмосферу, так как только в этом случае возможен процесс развитии ребенка.
- Обучение строить так на уроке, чтобы дети не боялись делать ошибки.
- Отношение к детям на уроках должно быть доброжелательным, дружелюбным, недопустимо порицание за неуспех.
- Организовать дополнительные занятия для детей, особо нуждающихся в методической помощи.
Родителям
1. Помочь ребенку в преодолении тревоги и сомнений в собственных силах – значит создать условия, в которых он будет чувствовать себя спокойно и уверенно. Причем это касается не только проблем адаптации. Важно, чтобы ребенок чувствовал безопасность, поддержку и понимание дома, что близкие люди принимают его таким, какой он есть.
2. В случае необходимости помогать ребенку в выполнении задания, но не делать вместо него.
3. Помнить, что школа и семья существуют для ребенка, а не ребенок для школы.
Педагогу-психологу
1. Продолжить наблюдение за процессом адаптации учащихся.
2. Организовать индивидуальные консультации с учащимися и их родителями для оказания помощи в адаптационный период.
4. Оказать помощь в проведении классных часов классному руководителю.
Педагог-психолог А.И. Макаренко
|