Аналитическая справка
по итогам диагностики адаптации учащихся
1 класса
Время проведения: сентябрь 2020 г.
Количество участников: 14 учащийся.
Объект диагностики: 1 класс «МАОУ Сетовская СОШ»
Методики диагностики: методика "Сказка" В. А. Кореневской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, ассоциативная методика «Домики» на основе теста А.Эткинда, методика «Лесенка», наблюдение по методике Э.М. Александровской.
В 2020-2021 учебном году в филиале МАОУ «Сетовская СОШ» в 1 классе обучаются 15 учащихся. На момент диагностики присутствовало 14. Для достижения целей диагностики были применены следующие методики: методика «Лесенка» для определения уровня самооценки. Методикам «Сказка» для определения уровня комфортности в новом коллективе и отношения с учителем. Методика «Графический диктант» направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять задания взрослого, предлагаемые ему в устной форме, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу. Диагностика эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций ребенка проводилась с помощью проективных методик «Дорожка» и «Домики».
Анализ результатов показал, что у 2х первоклассников адекватная самооценка, у 85% учащихся обладают завышенной самооценкой. Учащихся с заниженной самооценкой не выявлено. При этом 50% учащихся испытывают трудности во взаимоотношениях с одноклассниками, двое – с учителем.
Оценка уровня психологической комфортности обстановки в коллективе показала, что 30% первоклассников имеют хороший уровень комфортности, у 35% он снижен и у 35% - низкий уровень.
Методикой «Графический диктант» выявлено 5 учащихся с высоким уровнем диагностируемых навыков (...). У таких детей развито произвольное внимание, пространственное воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация движений, усидчивость. У 7 учащихся выявлен средний уровень (....) - умеют внимательно слушать, но задания выполняет с незначительными ошибками. Развито произвольное внимание, пространственное воображение, мелкая моторика пальцев рук, координация движений, усидчивость. 2 учащихся (...) показали низкий уровень сформированности навыков. Такой результат указывает на то, что обучающиеся слабо ориентируются в учебной ситуации, могут испытывать проблемы с самостоятельным выполнением заданий.
Диагностика эмоциональной сферы показала, что 43 % первоклассников, находясь в школе, испытывают положительные эмоции. У 8 учеников выявлены беспокоящие их обстоятельства, возможно не имеющие отношения к учебному процессу. Следует отметить, что у одного ученика (...) выявлен повышенный уровень стресса и у одного учащегося (...) – высокий уровень возбудимости и низкий уровень самоконтроля.
Методической основой теста «Домики» является основанный на предпочтении цвета ассоциативный эксперимент, известный по тесту отношений А.Эткинда. Процедура теста предполагает раскрашивание как выражение личного отношения к определенным социальным категориям, видам деятельности или другим людям. Результаты диагностики обращают внимание на то, что 64% первоклассников испытывают стресс или неуверенность при чтении дома и 57% при чтении в школе. Так же неуверенность и страх учащиеся испытывают при игре в школьном дворе. В целом положительные эмоции вызывает детский сад, школа в целом, счет в школе, уроки физической культуры и перемены.
Выводы и рекомендации:
Психологическая готовность к школьному обучения прежде всего определяется для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. Т.к. в классе есть ученики с низким уровнем сформированности умений и навыков необходимых для обучения, учителю необходимо развивать интеллектуальную сферу, произвольное внимание. Учащиеся могут испытывать затруднения при выполнении фронтальных инструкций, относящихся ко всему классу. Поэтому, давая классу какие-либо указания, учителю нужно специально проследить, восприняли ли и выполнили ли их обучающиеся. С такими детьми полезно проводить групповые игры, специально направленные на развитие умения внимательно слушать других и выполнять требуемые действия. Половина учащихся испытывают трудности в общении с одноклассниками, имея соответственно низкий уровень эмоциональной комфортности. Учителю и психологу необходимо спланировать индивидуальные занятия с обучающимся на сплочение коллектива, развитие личностных качеств учащихся, корректирующие мероприятия, направленные на развитие произвольного внимания. Уделить внимание самостоятельной работе по заданию взрослого.
Педагог-психолог А. И. Макаренко
|